Программа повышения квалификации пожарных добровольных пожарных команд
Краевое государственное казённое образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник КГКОУ ДПО
«УМЦ по ГО, ЧС и ПБ»
В.В. Ефремов
Приказ №36-уч от 23 июня 2014 года
ПРОГРАММА
повышения квалификациипожарных добровольных пожарных команд
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для повышения квалификации пожарных добровольных пожарных команд в КГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края».
Программа повышения квалификации пожарных добровольных пожарных команд разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» на основе примерной программы профессиональной подготовки пожарного для образовательных учреждений МЧС России (учебных подразделений), утвержденной 1 февраля 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковником внутренней службы А.П. Чуприяном.
Программа рассчитана на подготовку добровольных пожарных, осуществляющих деятельность по тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ на месте пожара и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
В программе излагаются: организация подготовки добровольных пожарных, цели и задачи обучения, методические рекомендации по учебным дисциплинам, общий расчет учебного времени, расчет учебного времени по дисциплинам обучения, наименование тем и содержание занятий, количество часов на их изучение, законодательные и иные нормативные правовые акты, рекомендуемая учебная литература.
Учебные группы для повышения квалификации комплектуются с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек.
Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно предусматривается 1 час на самостоятельную (внеаудиторную) работу слушателей. Часы самоподготовки используются для консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
Формы и методы проведения занятий определяются с учетом наличия учебно-материальной базы. Для качественного усвоения теоретического материала целесообразно практические занятия по пожарной тактике, пожарно-строевой подготовке и изучению пожарной техники проводить комплексно, развивая межпредметные связи.
По окончании обучения обучаемые сдают итоговый зачёт.
В результате прохождения курса повышения квалификации добровольные пожарные должны:
знать:
требования безопасности при несении караульной службы, эксплуатации и техническом обслуживании пожарной техники, тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;
устройство пожарных автомобилей основного применения, вывозимое на них пожарно-технического вооружение и оборудование;
служебные обязанности при несении караульной службы;
уметь:
применять пожарную технику и пожарно-техническое вооружение при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
быть ознакомлены с:
основами законодательства в области охраны труда;
требованиями Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России.
Учебно-тематический план
Цель обучения: получение слушателями знаний, умений и навыков по профессиональной подготовке пожарных добровольных пожарных команд.
Категории обучаемых: пожарные добровольных пожарных команд. Продолжительность обучения: 40 учебных часов.
Форма обучения: с отрывом от трудовой деятельности.
Режим занятий: 5 дней по 8 часов в день.
№ п/п | Наименование дисциплин | Всего часов | в том числе | Форма контроля | |
Лекции | Практ. занятия | Зачет | |||
1. | Охрана труда | 2 | 2 | - | - |
2. | Организация деятельности пожарной охраны | 2 | 2 | - | - |
3. | Пожарная безопасность зданий и сооружений | 2 | 2 | - | - |
4. | Тактика тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ | 7 | 7 | - | - |
5. | Пожарная и аварийно спасательная техника, противопожарное водоснабжение и связь | 8 | 5 | 3 | - |
6. | Пожарно-строевая подготовка | 8 | - | 8 | - |
7. | Первая медицинская помощь | 5 | 2 | 3 | - |
8. | Психологическая подготовка | 2 | 2 | - | - |
| Итоговый контроль (зачет) | 4 | - | - | 4 |
Итого: | 40 | 22 | 14 | 4 |
1. Учебно-тематический план по дисциплине «Охрана труда»
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов и тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |||
лекции | практика | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1. | Требования охраны труда при несении караульной службы | 1 | 1 | - | - | ||
2. | Требования безопасности при ведении основных действий по тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ | 1 | 1 | - | - | ||
Итого по разделу: | 2 | 2 | - | - | |||
Учебная программа по дисциплине «Охрана труда»
Курс «Охрана труда» должен дать слушателям знания и умения для обеспечения выполнения требований охраны труда во вверенных подразделениях, организации безопасного несения службы и безопасного выполнения работ при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, выполнении требований безопасности, предъявляемых к пожарной технике, пожарно-техническому и аварийно-спасательному оборудованию.
Цель изучения дисциплины:
дать слушателям знания и умения по обеспечению выполнения требований охраны труда во вверенных подразделениях, организации безопасного несения службы, безопасного ведения работ на пожарах, основным требованиям нормативных документов по безопасной эксплуатации пожарной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования.
В результате изучения дисциплины слушатель должен:
знать:
требования безопасности, предъявляемые к объектам пожарной охраны;
правила охраны труда при эксплуатации пожарной техники и работе с пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием;
правила безопасного ведения различных работ при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
требования безопасности при несении караульной службы;
уметь:
безопасно проводить техническое обслуживание пожарной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования;
оценивать обстановку на пожаре, возможные угрозы жизни и здоровью людей, принимать обоснованные решения для безопасного ведения работ при тушении пожаров;
быть ознакомлены с:
основами законодательства в области охраны труда;
требованиями Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России.
2. Учебно-тематический план по дисциплине
«Организация деятельности пожарной охраны»
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов и тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекции | практика | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | Организация и несение караульной службы | 1 | 1 | - | - | |
2. | Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны | 1 | 1 | - | - | |
Итого по разделу: | 2 | 2 | - | - | ||
Основным назначением дисциплины «Организация деятельности пожарной охраны» является формирование у обучаемых соответствующей современным требованиям и нормам степени подготовленности, необходимых знаний, умений и навыков в области организации и несения службы в частях и гарнизонах пожарной охраны и обеспечения пожарной безопасности.
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
знать:
организацию караульной службы;
порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны;
уметь:
выполнять обязанности водителя пожарного автомобиля при несении караульной службы в подразделении добровольной пожарной охраны;
использовать знание законодательства в области пожарной безопасности в практической деятельности подразделения добровольной пожарной охраны при тушении пожаров.
3. Учебно-тематический план по дисциплине
«Пожарная безопасность зданий и сооружений»
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов и тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |
теория | практика | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Общие принципы обеспечения пожарной безопасности. Классификация зданий и сооружений по пожарной опасности. Обеспечение безопасности людей в зданиях.
| 2 | 2 | - | - |
Итого по разделу: | 2 | 2 | - | - |
Цель изучения дисциплины «Пожарная безопасность зданий и сооружений»:
изучить основных направлений по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений;
В результате изучения дисциплины «Пожарная безопасность зданий и сооружений» слушатель должен:
знать:
общие принципы обеспечения пожарной безопасности;
основные показатели пожарной опасности веществ и материалов;
классификацию производственных и складских помещений по категориям взрывопожароопасности;
устройство зданий, сооружений и поведение строительных материалов и конструкций в условиях пожара;
основные направления по обеспечению безопасности людей, пожарной безопасности зданий и сооружений при пожаре;
уметь:
оценивать поведение строительных материалов и конструкций зданий в условиях пожара.
4. Учебно-тематический план по дисциплине
«Тактика тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ»
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов и тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекции | практика | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | Пожар и его развитие. Прекращение горения | 1 | 1 | - | - | |
2. | Действия по тушению пожаров | 2 | 2 | - | - | |
3. | Тактические возможности пожарных подразделений | 1 | 1 | - |
| |
4. | Тушение пожаров в сложных условиях | 1 | 1 | - | - | |
5. | Особенности тушения пожаров в населенных пунктах, жилых и общественных зданий | 1 | 1 | - | - | |
6. | Тушение пожаров на открытой местности | 1 | 1 | - | - | |
Итого по разделу: | 7 | 7 | - | - | ||
Основной задачей дисциплины «Пожарная тактика» является подготовка слушателей к ведению действий по тушению пожаров в составе отделения и караула при спасании людей и тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ.
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
знать:
основные положения тактики тушения пожаров и требования Методических рекомендаций по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
тактические возможности отделения на автоцистерне;
содержание основных действий подразделений пожарной охраны и обязанности личного состава при их ведении;
требования правил по охране труда при тушении пожаров;
уметь:
выполнять в практической работе по тушению пожаров требования Методических рекомендаций по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
оценивать обстановку на участке тушения, участке работы, позиции ствольщика и принимать самостоятельные решения по тушению;
работать со средствами пожаротушения;
грамотно действовать при осложнении обстановки и в критических ситуациях;
выполнять требования правил по охране труда при ведении основных задач при тушении пожаров.
5. Учебно-тематический план по дисциплине
«Пожарная и аварийно-спасательная техника,
противопожарное водоснабжение и связь»
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов и тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекции | практика | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили общего применения | 2 | 1 | 1 | - | |
2. | Пожарно-техническое вооружение и оборудование | 2 | 1 | 1 |
| |
3. | Специальное аварийно-спасательное оборудование и механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент | 2 | 1 | 1 | - | |
4. | Противопожарное водоснабжение | 1 | 1 |
| - | |
5. | Средства связи | 1 | 1 |
| - | |
Итого по разделу: | 8 | 5 | 3 | - | ||
Основной задачей дисциплины «Пожарная и аварийно-спасательная техника, противопожарное водоснабжение, пожарная автоматика и связь» является формирование у обучаемых знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно использовать пожарную технику, оборудование, вооружение и средства связи при тушении пожаров. Также предполагается накопление базовых знаний для правильного понимания тактического использования пожарной техники.
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
знать:
устройство и правила эксплуатации боевой одежды и снаряжения, спасательных средств, механизированного и немеханизированного ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного оборудования, средств и оборудования пенного тушения, ручных пожарных лестниц, огнетушителей;
виды, назначение, устройство и технические характеристики основных пожарных автомобилей;
правила содержания и эксплуатации пожарно-технического оборудования;
правила охраны труда при работе с пожарно-техническим оборудованием.
уметь:
применять пожарную технику, пожарно-техническое оборудование при тушении пожаров и ликвидации аварий.
Организационные формы изучения дисциплины предполагают теоретические и практические занятия.
При изучении дисциплины необходимо использовать информацию о новых видах пожарной техники и средств связи.
Практические занятия проводятся на базе УПЧ или пожарных частей гарнизона.
6. Учебно-тематический план по дисциплине
«Пожарно-строевая подготовка»
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов и тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекции | практика | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | Упражнения с пожарными рукавами, ручными стволами и рукавной арматурой. Прокладка рукавных линий. Подача ручного ствола от внутреннего пожарного крана | 1 | - | 1 | - | |
2. | Укладка, надевание специальной одежды и снаряжения. Сбор и выезд по тревоге | 1 | - | 1 |
| |
3. | Упражнения со спасательной верёвкой | 1 | - | 1 | - | |
4. | Установка пожарного автомобиля (мотопомпы) на водоем. Развертывание в составе расчета на пожарном автомобиле (мотопомпе) с подачей ручных стволов | 1 | - | 1 | - | |
5. | Установка пожарной колонки на гидрант. Установка пожарного автомобиля на гидрант. Развертывание в составе расчета на пожарном автомобиле с подачей ручных пенных стволов | 1 | - | 1 | - | |
6. | Упражнения с ручными пожарными лестницами | 1 | - | 1 | - | |
7. | Развертывание в составе расчета на пожарном автомобиле с подачей переносного лафетного ствола | 1 | - | 1 | - | |
8. | Работа с ручными и механизированными пожарными и аварийно-спасательными инструментами и оборудованием | 1 | - | 1 | - | |
Итого по разделу: | 8 | - | 8 | - | ||
Цель изучения дисциплины: изучение приемов работы с пожарной, спасательной техникой и оборудованием, выработка слаженности выполнения упражнений, как в составе отделения, караула, так и индивидуально;
В результате изучения дисциплины слушатели должны:
знать:
условия и нормы выполнения нормативов по пожарно-строевой подготовке;
роль и место пожарно-строевой подготовки в общей системе оперативно-служебной деятельности подразделений пожарной охраны;
уметь:
готовить к работе и применять пожарную и спасательную технику основного назначения, пожарно-техническое вооружение и оборудование;
правильно выполнять нормативы по пожарно-строевой подготовке;
уверенно и квалифицированно использовать приобретенные двигательные навыки при несении службы и ведении действий по тушению пожаров;
иметь навыки:
по выполнению нормативов по пожарно-строевой подготовке.
7. Учебно-тематический план по дисциплине
«Первая медицинская помощь»
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов и тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекции | практика | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | Основы анатомии и физиологии человека. Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях. Общие требования к оказанию первой медицинской помощи | 2 | 1 | 1 | - | |
2 | Первая медицинская помощь при повреждении головы и позвоночника. Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях | 1 | - | 1 | - | |
3. | Транспортировка пострадавших | 1 | - | 1 | - | |
4. | Первая медицинская помощь при отравлениях продуктами горения и опасными химическими веществами. Первая медицинская помощь при ожогах, отморожениях, переохлаждениях, перегреваниях и электротравмах | 1 | 1 | - | - | |
Итого по разделу: | 5 | 2 | 3 | - | ||
В настоящее время деятельность пожарной охраны включает не только осуществление действий по тушению пожаров, но и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ при тушении пожаров. Одной из основных задач пожарной охраны является спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой медицинской помощи.
В связи с этим, целью изучения дисциплины является:
повышение уровня подготовки добровольных пожарных путем приобретения основ медицинских знаний, обеспечивающих выбор оптимальных средств и методов защиты личного состава и спасения пострадавших и, таким образом, снижение числа людских потерь.
овладение алгоритмами оказания первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре, освоение правил и приемов медицинской защиты (самосохранения).
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
знать:
анатомо-физиологические особенности строения тела человека;
характер основных травматических, термических и химических поражений;
уметь:
практически оказать первую медицинскую помощь при этих поражениях (наложение повязок, остановка кровотечения, транспортировка пострадавших, транспортная иммобилизация и т.д.);
применить на практике простейшие мероприятия по оживлению организма при клинической смерти (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца).
8. Учебно-тематический план по дисциплине
«Психологическая подготовка»
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов и тем | Всего часов | В том числе | Формы контроля | ||
лекции | практика | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1. | Психологическая составляющая деятельности добровольных пожарных. | 2 | 2 | - | - | |
Итого по разделу: | 2 | 2 | - | - | ||
Целью изучения дисциплины является:
повышение уровня подготовки добровольных пожарных путем приобретения основ психологической подготовки, обеспечивающих выбор оптимальных средств и методов защиты добровольных пожарных от разного рода стрессовых ситуаций, а также возможного оказания на месте пожара первой психологической помощи населению.
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
знать:
особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях, в том числе на пожарах;
виды острых стрессовых ситуаций;
уметь:
по возможности практически оказать первую психологическую помощь населению на месте пожара (чрезвычайной ситуации);
применить на практике основные принципы и приемы самопомощи.
Программа обсуждена и одобрена на учебно-методическом совете КГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края» протокол от 14 мая 2014 года № 2.