Программа повышения квалификации пожарных добровольных пожарных команд

Краевое государственное казённое образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края»

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник КГКОУ ДПО

«УМЦ по ГО, ЧС и ПБ»

В.В. Ефремов

 

Приказ №36-уч от 23 июня 2014 года

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА
повышения квалификациипожарных добровольных пожарных команд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка 

Настоящая программа предназначена для повышения квалификации пожарных добровольных пожарных команд в КГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края».

Программа повышения квалификации пожарных добровольных пожарных команд разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» на основе примерной программы профессиональной подготовки пожарного для образовательных учреждений МЧС России (учебных подразделений), утвержденной 1 февраля 2010 года заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий генерал-полковником внутренней службы А.П. Чуприяном.

Программа рассчитана на подготовку добровольных пожарных, осуществляющих деятельность по тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ на месте пожара и оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

В программе излагаются: организация подготовки добровольных пожарных, цели и задачи обучения, методические рекомендации по учебным дисциплинам, общий расчет учебного времени, расчет учебного времени по дисциплинам обучения, наименование тем и содержание занятий, количество часов на их изучение, законодательные и иные нормативные правовые акты, рекомендуемая учебная литература.

Учебные группы для повышения квалификации комплектуются с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек.

Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно предусматривается 1 час на самостоятельную (внеаудиторную) работу слушателей. Часы самоподготовки используются для консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.

Формы и методы проведения занятий определяются с учетом наличия учебно-материальной базы. Для качественного усвоения теоретического материала целесообразно практические занятия по пожарной тактике, пожарно-строевой подготовке и изучению пожарной техники проводить комплексно, развивая межпредметные связи.

По окончании обучения обучаемые сдают итоговый зачёт.

В результате прохождения курса повышения квалификации добровольные пожарные должны:

знать:

требования безопасности при несении караульной службы, эксплуатации и техническом обслуживании пожарной техники, тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

устройство пожарных автомобилей основного применения, вывозимое на них пожарно-технического вооружение и оборудование;

служебные обязанности при несении караульной службы;

уметь:

применять пожарную технику и пожарно-техническое вооружение при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

быть ознакомлены с:

основами законодательства в области охраны труда;

требованиями Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России.

 

Учебно-тематический план

Цель обучения: получение слушателями знаний, умений и навыков по профессиональной подготовке пожарных добровольных пожарных команд.

Категории обучаемых: пожарные добровольных пожарных команд. Продолжительность обучения: 40 учебных часов.

Форма обучения: с отрывом от трудовой деятельности.

Режим занятий: 5 дней по 8 часов в день.

 

 

п/п

Наименование  дисциплин

Всего часов

в том числе

Форма контроля

Лекции

Практ. занятия

Зачет

1.

Охрана труда

2

2

-

-

2.

Организация деятельности пожарной охраны

2

2

-

-

3.

Пожарная безопасность зданий и сооружений

2

2

-

-

4.

Тактика тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

7

7

-

-

5.

Пожарная и аварийно спасательная техника, противопожарное водоснабжение и связь

8

5

3

-

6.

Пожарно-строевая подготовка

8

-

8

-

7.

Первая медицинская помощь

5

2

3

-

8.

Психологическая подготовка

2

2

-

-

 

Итоговый контроль (зачет)

4

-

-

4

Итого:

40

22

14

4

1. Учебно-тематический план по дисциплине «Охрана труда»

 

№ п/п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практика

1

2

3

4

5

6

1.

Требования охраны труда при несении караульной службы

1

1

-

-

2.

Требования безопасности при ведении основных действий по тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ

1

1

-

-

Итого по разделу:

2

2

-

-

        

Учебная программа по дисциплине «Охрана труда»

 

Курс «Охрана труда» должен дать слушателям знания и умения для обеспечения выполнения требований охраны труда во вверенных подразделениях, организации безопасного несения службы и безопасного выполнения работ при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, выполнении требований безопасности, предъявляемых к пожарной технике, пожарно-техническому и аварийно-спасательному оборудованию.

Цель изучения дисциплины:

дать слушателям знания и умения по обеспечению выполнения требований охраны труда во вверенных подразделениях, организации безопасного несения службы, безопасного ведения работ на пожарах, основным требованиям нормативных документов по безопасной эксплуатации пожарной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования.

В результате изучения дисциплины слушатель должен:

знать:

требования безопасности, предъявляемые к объектам пожарной охраны;

правила охраны труда при эксплуатации пожарной техники и работе с пожарно-техническим и аварийно-спасательным оборудованием;

правила безопасного ведения различных работ при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

требования безопасности при несении караульной службы;

уметь:

безопасно проводить техническое обслуживание пожарной техники, пожарно-технического и аварийно-спасательного оборудования;

оценивать обстановку на пожаре, возможные угрозы жизни и здоровью людей, принимать обоснованные решения для безопасного ведения работ при тушении пожаров;

быть ознакомлены с:

основами законодательства в области охраны труда;

требованиями Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России.

2. Учебно-тематический план по дисциплине

«Организация деятельности пожарной охраны» 

№ п/п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практика

1

2

3

4

5

6

1.

Организация и несение караульной службы

1

1

-

-

2.

Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны

1

1

-

-

Итого по разделу:

2

2

-

-

       

Основным назначением дисциплины «Организация деятельности пожарной охраны» является формирование у обучаемых соответствующей современным требованиям и нормам степени подготовленности, необходимых знаний, умений и навыков в области организации  и несения службы в частях и гарнизонах пожарной охраны и обеспечения пожарной безопасности.

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

знать:

организацию караульной службы;

порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны;

уметь:

выполнять обязанности водителя пожарного автомобиля при несении караульной службы в подразделении добровольной пожарной охраны;

использовать знание законодательства в области пожарной безопасности в практической деятельности подразделения добровольной пожарной охраны при тушении пожаров.

 

3. Учебно-тематический план по дисциплине

«Пожарная безопасность зданий и сооружений» 

 

№ п/п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

теория

практика

1

2

3

4

5

6

1.

Общие принципы обеспечения пожарной безопасности. Классификация зданий и сооружений по пожарной опасности. Обеспечение безопасности людей в зданиях.

 

2

2

-

-

Итого по разделу:

2

2

-

-

  

Цель изучения дисциплины «Пожарная безопасность зданий и сооружений»:

изучить основных направлений по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений;

В результате изучения дисциплины «Пожарная безопасность зданий и сооружений» слушатель должен:

знать:

общие принципы обеспечения пожарной безопасности;

основные показатели пожарной опасности веществ и материалов;

классификацию производственных и складских помещений по категориям взрывопожароопасности;

устройство зданий, сооружений и поведение строительных материалов и конструкций в условиях пожара;

основные направления по обеспечению безопасности людей, пожарной безопасности зданий и сооружений при пожаре;

уметь:

оценивать поведение строительных материалов и конструкций зданий в условиях пожара. 

4. Учебно-тематический план по дисциплине

«Тактика тушения пожаров и проведения аварийно- спасательных работ» 

№ п/п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практика

1

2

3

4

5

6

1.

Пожар и его развитие. Прекращение горения

1

1

-

-

2.

Действия по тушению пожаров

2

2

-

-

3.

Тактические возможности пожарных подразделений

1

1

-

 

4.

Тушение пожаров в сложных условиях

1

1

-

-

5.

Особенности тушения пожаров в населенных пунктах, жилых и общественных зданий

1

1

-

-

6.

Тушение пожаров на открытой местности

1

1

-

-

Итого по разделу:

7

7

-

-

       

Основной задачей дисциплины «Пожарная тактика» является подготовка слушателей к ведению действий по тушению пожаров в составе отделения и караула при спасании людей и тушении пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ.

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

знать:

основные положения тактики тушения пожаров и требования Методических рекомендаций по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

тактические возможности отделения на автоцистерне;

содержание основных действий подразделений пожарной охраны и обязанности личного состава при их ведении;

требования правил по охране труда при тушении пожаров;

уметь:

выполнять в практической работе по тушению пожаров требования Методических рекомендаций по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

оценивать обстановку на участке тушения, участке работы, позиции ствольщика и принимать самостоятельные решения по тушению;

работать со средствами пожаротушения;

грамотно действовать при осложнении обстановки и в критических ситуациях;

        выполнять требования правил по охране труда при ведении основных задач при тушении пожаров.

5. Учебно-тематический план по дисциплине

«Пожарная и аварийно-спасательная техника,
противопожарное водоснабжение и связь»

 

№ п/п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практика

1

2

3

4

5

6

1.

Основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили общего применения

2

1

1

-

2.

Пожарно-техническое вооружение и оборудование

2

1

1

 

3.

Специальное аварийно-спасательное оборудование и механизированный пожарный и аварийно-спасательный инструмент

2

1

1

-

4.

Противопожарное водоснабжение

1

1

 

-

5.

Средства связи

1

1

 

-

Итого по разделу:

8

5

3

-

       

Основной задачей дисциплины «Пожарная и аварийно-спасательная техника, противопожарное водоснабжение, пожарная автоматика и связь» является формирование у обучаемых знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно использовать пожарную технику, оборудование, вооружение и средства связи при тушении пожаров. Также предполагается накопление базовых знаний для правильного понимания тактического использования пожарной техники.

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

знать:

устройство и правила эксплуатации боевой одежды и снаряжения, спасательных средств, механизированного и немеханизированного ручного инструмента, пожарных рукавов, рукавного оборудования, средств и оборудования пенного тушения, ручных пожарных лестниц, огнетушителей;

виды, назначение, устройство и технические характеристики основных пожарных автомобилей;

правила содержания и эксплуатации пожарно-технического оборудования;

правила охраны труда при работе с пожарно-техническим оборудованием.

 уметь:

применять пожарную технику, пожарно-техническое оборудование при тушении пожаров и ликвидации аварий.

Организационные формы изучения дисциплины предполагают теоретические и практические занятия.

При изучении дисциплины необходимо использовать информацию о новых видах пожарной техники и средств связи.

Практические занятия проводятся на базе УПЧ или пожарных частей гарнизона. 

6. Учебно-тематический план по дисциплине

«Пожарно-строевая подготовка»

 

№ п/п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практика

1

2

3

4

5

6

1.

Упражнения с пожарными рукавами, ручными стволами и рукавной арматурой. Прокладка рукавных линий. Подача ручного ствола от внутреннего пожарного крана

1

-

1

-

2.

Укладка, надевание специальной одежды и снаряжения. Сбор и выезд по тревоге

1

-

1

 

3.

Упражнения со спасательной верёвкой

1

-

1

-

4.

Установка пожарного автомобиля (мотопомпы) на водоем. Развертывание в составе расчета на пожарном автомобиле (мотопомпе) с подачей ручных стволов

1

-

1

-

5.

Установка пожарной колонки на гидрант. Установка пожарного автомобиля на гидрант. Развертывание в составе расчета на пожарном автомобиле с подачей ручных пенных стволов

1

-

1

-

6.

Упражнения с ручными пожарными лестницами

1

-

1

-

7.

Развертывание в составе расчета на пожарном автомобиле с подачей переносного лафетного ствола

1

-

1

-

8.

Работа с ручными и механизированными пожарными и аварийно-спасательными инструментами и оборудованием

1

-

1

-

Итого по разделу:

8

-

8

-

       


Цель изучения дисциплины: изучение приемов работы с пожарной, спасательной техникой и оборудованием, выработка слаженности выполнения упражнений, как в составе отделения, караула, так и индивидуально;

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

знать:

условия и нормы выполнения нормативов по пожарно-строевой подготовке;

роль и место пожарно-строевой подготовки в общей системе оперативно-служебной деятельности подразделений пожарной охраны;

уметь:

готовить к работе и применять пожарную и спасательную технику основного назначения, пожарно-техническое вооружение и оборудование;

правильно выполнять нормативы по пожарно-строевой подготовке;

уверенно и квалифицированно использовать приобретенные двигательные навыки при несении службы и ведении  действий по тушению пожаров;

иметь навыки:

по выполнению нормативов по пожарно-строевой подготовке.

7. Учебно-тематический план по дисциплине

«Первая медицинская помощь» 

№ п/п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практика

1

2

3

4

5

6

1.

Основы анатомии и физиологии человека. Психологическое состояние людей в экстремальных ситуациях. Общие требования к оказанию первой медицинской помощи

2

1

1

-

2

Первая медицинская помощь при повреждении головы и позвоночника. Первая медицинская помощь при переломах, вывихах, ушибах и растяжениях связок. Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях

1

-

1

-

3.

Транспортировка пострадавших

1

-

1

-

4.

Первая медицинская помощь при отравлениях продуктами горения и опасными химическими веществами. Первая медицинская помощь при ожогах, отморожениях, переохлаждениях, перегреваниях и электротравмах

1

1

-

-

Итого по разделу:

5

2

3

-

       

В настоящее время деятельность пожарной охраны включает не только осуществление действий по тушению пожаров, но и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ при тушении пожаров. Одной из основных задач пожарной охраны является спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой  медицинской помощи.

В связи с этим, целью изучения дисциплины является:

повышение уровня подготовки добровольных пожарных путем приобретения основ медицинских знаний, обеспечивающих выбор оптимальных средств и методов защиты личного состава и спасения пострадавших и, таким образом, снижение числа людских потерь.

овладение алгоритмами оказания первой медицинской помощи пострадавшим на пожаре, освоение правил и приемов медицинской защиты (самосохранения).

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

знать:

анатомо-физиологические особенности строения тела человека;

характер основных травматических, термических и химических поражений;

уметь:

практически оказать первую медицинскую помощь при этих поражениях (наложение повязок, остановка кровотечения, транспортировка пострадавших, транспортная иммобилизация и т.д.);

 применить на практике простейшие мероприятия по оживлению организма при клинической смерти (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца).

8. Учебно-тематический план по дисциплине

«Психологическая подготовка»

 

№ п/п

Наименование дисциплин, разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

практика

1

2

3

4

5

6

1.

Психологическая составляющая деятельности добровольных пожарных.

2

2

-

-

Итого по разделу:

2

2

-

-

       

Целью изучения дисциплины является:

повышение уровня подготовки добровольных пожарных путем приобретения основ психологической подготовки, обеспечивающих выбор оптимальных средств и методов защиты добровольных пожарных от разного рода стрессовых ситуаций, а также возможного оказания на месте пожара первой психологической помощи населению.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

знать:

особенности психического состояния и поведения людей в чрезвычайных ситуациях, в том числе на пожарах;

виды острых стрессовых ситуаций;

уметь:

по возможности практически оказать первую психологическую помощь населению на месте пожара (чрезвычайной ситуации);

 применить на практике основные принципы и приемы самопомощи.


Программа обсуждена и одобрена на учебно-методическом совете  КГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края» протокол от 14 мая 2014 года № 2.