Программа повышения квалификации должностных лиц и специалистов сил ГО и РСЧС (руководители спасательных служб муниципальных образований, их заместители, руководители территориальных НАСФ, руководители спасательных служб организаций)
Краевое государственное казённое образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник КГКОУ ДПО
«УМЦ по ГО, ЧС и ПБ»
В.В. Ефремов
« 14 » декабря 2015 года
приказ № 44-уч
ПРОГРАММА
повышения квалификации должностных лиц
и специалистов сил ГО и РСЧС
(руководители спасательных служб муниципальных образований, их заместители, руководители территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований, руководители спасательных служб организаций, их заместители, руководители нештатных аварийно-спасательных формирований организаций)
Организационно-методические указания
Настоящая программа является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Программа регламентирует повышение квалификации должностных лиц и специалистов администраций органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и организаций, на которых возложены обязанности по вопросам гражданской обороны (далее – ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС) в КГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края» (далее – УМЦ).
Целью повышения квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) Красноярского края по этой программе является совершенствование знаний и умений по организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также выработка у них готовности и способности использовать полученные знания в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий от опасностей мирного и военного времени.
В целях совершенствования качества повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в программу заложен принцип модульно-компетентностного подхода к обучению. Предлагаемые модули разработаны с учетом базовой подготовки обучаемых и получения необходимого уровня знаний и умений, требуемых для выполнения ими должностных обязанностей после обучения в области ГО и защиты от ЧС. При этом темы первого модуля обучаемыми выбираются лично в зависимости от уровня своей исходной подготовки и рекомендаций преподавателя, закрепленного за группой, которые вырабатываются на основе входного тестирования. Материал выбранных тем первого модуля осваивается обучаемыми с использованием электронных материалов, разрабатываемых в УМЦ, и путем получения консультаций у преподавателя во время самостоятельной подготовки.
Основными задачами повышения квалификациидолжностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по данной программе являются:
а) систематизация сведений по основным возможным опасностям, характерным для территории края (муниципального образования);
б) овладение знаниями, умениями и навыками по предупреждению ЧС, ликвидации и минимизации влияния на население опасностей, возникающим в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также характерным для данной территории ЧС;
в) осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения всех сил и средств ГО и РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, материальных и культурных ценностей;
г) формирование личной и профессиональной культуры безопасности, воспитание готовности взять на себя ответственность за своевременное принятие адекватных решений и претворение их в жизнь в целях обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей мирного и военного времени.
Для повышения эффективности обучения в обязательном порядке организуется и проводится входное тестирование уровня знаний обучаемых. На основании его результатов вырабатываются индивидуальные рекомендации слушателям по изучению тем первого модуля, а также может уточняться расписание занятий.
Учебные группы для повышения квалификации комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек. При проведении занятий в форме деловых игр допускается деление группы на подгруппы, численность которых определяется штатной структурой создаваемых для проведения деловой игры органов управления ГО и РСЧС и замыслом используемой формы обучения.
Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней) предусматривается 1-3 часа на самостоятельную (внеаудиторную) работу слушателей. Часы самоподготовки используются для изучения выбранных тем программы, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучаемых, которые подлежат обучению в УМЦ, разрешается проводить их обучение методом сбора с выездом преподавателей УМЦ в другие города и районы края, а также с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Обучение отдельных категорий должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС может проводиться с частичным отрывом от работы. Эта форма обучения предполагает очно-заочное обучение.
Для организации занятий по такой форме обучения комплектуется группа. За месяц до проведения занятий слушателям направляется развернутая программа обучения, расписание очных занятий, методические и справочные материалы для самостоятельной работы, а также темы индивидуальных заданий. Очные занятия планируются по наиболее сложным темам из расчета: лекций – 20-25% учебного времени, семинары, групповые и практические занятия –75-80% учебного времени. Объем проведения очных занятий – 36 учебных часов.
Руководители спасательных служб муниципальных образований и организаций, а также руководители нештатных аварийно-спасательных формирований по специальной подготовке готовятся методом сборов, которые организуются и проводятся соответствующими вышестоящими руководителями спасательных служб. Для каждого сбора разрабатываются специальные программы. Занятия проводятся на учебно-материальной базе УМЦ или непосредственно на объектах, по профилю службы.
На всех занятиях с использованием имитационных средств и источников ионизирующего излучения руководитель несет ответственность за соблюдение мер безопасности.
Обучение заканчивается оценкой уровня знаний слушателей с проведением собеседования или сдачей зачета специально создаваемой комиссии, состав которой утверждается руководителем УМЦ.
В состав комиссии включаются руководство, преподавательский состав УМЦ, представители Учредителя.
Должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС должны:
знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня и роль сил ГО и РСЧС в решении задач;
состав, задачи, возможности и порядок применения подведомственных сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации);
порядок действий сил при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, возможные последствия, способы защиты населения от их воздействия и место сил ГО и РСЧС при их применении;
порядок взаимодействия с органами управления;
ЧС природного и техногенного характера, которые наиболее вероятны на территории субъекта РФ (муниципального образования), возможности подчиненных сил по их предотвращению и ликвидации последствий;
порядок проведения специальной обработки, дозиметрического и химического контроля;
способы оказания первой помощи;
порядок применения сил ГО и РСЧС в ходе проведения АСДНР при ликвидации ЧС;
уметь:
поддерживать в постоянной готовности подчиненные силы ГО и РСЧС;
анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в объеме занимаемой должности;
осуществлять организацию проведения АСДНР, управление подчиненными силами при выполнении работ;
организовывать и обеспечивать выполнение мер безопасности личным составом и окружающими при проведении АСДНР;
осуществлять проведение мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
проводить подготовку подчиненных сил ГО и РСЧС к выполнению задач по их предназначению;
быть ознакомлены с:
принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
передовым опытом в области ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Учебно-тематический план
Цель обучения:получение слушателями знаний, умений и навыков по организации и выполнению мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и военных действиях.
Категории обучаемых:
Должностные лица и специалисты сил ГО и РСЧС (руководители спасательных служб муниципальных образований, их заместители, руководители территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований, руководители спасательных служб организаций, их заместители, руководители нештатных аварийно-спасательных формирований организаций).
Продолжительность обучения: 72 часа, из них 36 часов – подготовка на базе учебно-методического центра под руководством преподавателя, 36 часов отводится для самостоятельного изучения и углубления знаний по темам Программы.
Форма обучения: с отрывом от трудовой деятельности.
Режим занятий: 5 дней по 7-8 часов.
Темы модулей, виды занятий, количество часов
№ |
Наименование модулей и включенных в них тем | Кол-во учебных часов | ||||
всего | лекции | семинары (круглые столы) | практические занятия (деловые игры) | самостоятельная подготовка | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Входное тестирование | 1 |
|
|
|
| |
2 | Планирование мероприятий ГО и защиты | 9/6 |
|
|
|
|
1 | Планирование мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС | 1 | 1 |
|
|
|
2 | Организационные основы защиты населения и территорий от ЧС на территории Красноярского края | 2 | 2 |
|
|
|
3
| Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления, сил ГО и РСЧС | 3 |
|
|
1 |
2 |
6 | Участие органов управления, сил ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий | 2 | 2 |
|
|
|
7 | Организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС) | 1 |
|
|
| 1 |
3 | Организация предупреждения ЧС и повышения | 10/6 |
|
|
|
|
1 | Потенциально опасные объекты, расположенные на территории Красноярского края, и возможные опасности при нарушении их функционирования. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов |
2 |
1 |
|
| 1 |
2 | Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению | 2 |
| 1 |
| 1 |
3 | Общие понятия об эвакуации населения. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения | 2 | 1 |
|
| 1 |
6 | Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели | 2 | 1 |
|
| 1 |
7 | Чрезвычайные ситуации, характерные для территории Красноярского края | 2
| 2 |
|
|
|
4 | Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения | 16/7 |
|
|
|
|
1 | Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях | 4 |
|
|
2 |
2 |
2 | Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС | 2 | 1 |
|
| 1 |
3 | Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций | 2 |
|
|
| 2 |
4 | Организация инженерной защиты населения и работников организаций | 2 |
|
|
| 2 |
5 | Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации | 2 |
|
|
| 2 |
6 | Первая помощь при чрезвычайных ситуациях | 2 |
|
| 2 |
|
8 | Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля | 2 |
|
| 2 |
|
5 | Организация выполнения мероприятий | 28/11 |
|
|
|
|
2 | Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность | 4 | 1 |
|
| 3 |
3 | Применение новых технологий при проведении АСДНР | 4 | 2 |
|
| 2 |
4 | Порядок создания спасательных служб и НАСФ и их применение при организации и проведении АСДНР | 6 | 2 |
|
| 4 |
5 | Организация и проведение АСДНР. Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР. Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач | 10 | 1 |
|
1 | 8 |
6 | Действия руководителей НФГО, НАСФ и руководителей спасательных служб по организации и проведению АСДНР и выполнению задач | 4 |
|
|
4 |
|
6 | Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС | 6/3 |
|
|
|
|
1 | Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб и НАСФ и населения в области ГО и защиты от ЧС | 2 |
|
| 1 | 1 |
2 | Деятельность должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации обучения в области ГО и защиты от ЧС | 2 |
|
|
| 2 |
3 | Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС | 2 |
| 2 |
|
|
Зачет | 2 |
|
|
|
| |
Всего часов занятий под руководством преподавателя | 72/36 |
|
|
| 36 |
Программа обсуждена и одобрена на учебно-методическом совете КГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края» протокол от 07 декабря 2015 года № 3.