Программа повышения квалификации должностных лиц и специалистов органов управления ГО и РСЧС (руководители (работники) органов, специально уполномоченных на решение задач в области ГОЧС при органах местного самоуправления и организациях)
Краевое государственное казённое образовательное
учреждение дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник КГКОУ ДПО
«УМЦ по ГО, ЧС и ПБ»
В.В. Ефремов
« 14 » декабря 2015 года
приказ № 44-уч
ПРОГРАММА
повышения квалификации должностных лиц и специалистов органов управления ГО и РСЧС
(руководители (работники) органов, специально уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС при органах местного самоуправления, руководители (работники) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты
от ЧС в организациях)
Организационно-методические указания
Настоящая программа является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Программа регламентирует повышение квалификации должностных лиц и специалистов администраций органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления и организаций, на которых возложены обязанности по вопросам гражданской обороны (далее – ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – ЧС) в КГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края»
(далее – УМЦ).
Целью повышения квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) Красноярского края по этой программе является совершенствование знаний и умений по организации выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС, а также выработка у них готовности и способности использовать полученные знания в интересах защиты населения, материальных и культурных ценностей и территорий от опасностей мирного и военного времени.
В целях совершенствования качества повышения квалификации должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС в программу заложен принцип модульно-компетентностного подхода к обучению. Предлагаемые модули разработаны с учетом базовой подготовки обучаемых и получения необходимого уровня знаний и умений, требуемых для выполнения ими должностных обязанностей после обучения в области ГО и защиты от ЧС. При этом темы первого модуля обучаемыми выбираются лично в зависимости от уровня своей исходной подготовки и рекомендаций преподавателя, закрепленного за группой, которые вырабатываются на основе входного тестирования. Материал выбранных тем первого модуля осваивается обучаемыми с использованием электронных материалов, разрабатываемых в УМЦ, и путем получения консультаций у преподавателя во время самостоятельной подготовки.
Основными задачами курса подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по данной программе являются:
а) систематизация сведений по основным возможным опасностям, характерным для территории края (муниципального образования);
б) овладение знаниями, умениями и навыками по предупреждению ЧС, ликвидации и минимизации влияния на население опасностей, возникающим в ходе военных действий или вследствие этих действий, а также характерным для данной территории ЧС;
в) осознание обучаемыми важности своей деятельности, а также необходимости объединения всех сил и средств ГО и РСЧС для более эффективного выполнения задач по защите населения, материальных и культурных ценностей;
г) формирование личной и профессиональной культуры безопасности, воспитание готовности взять на себя ответственность за своевременное принятие адекватных решений и претворение их в жизнь в целях обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей мирного и военного времени.
В структуру Примерной программы внесены изменения в тематику, формы и методы проведения занятий, регламентируемое количество часов, исходя из категорий обучаемых, их уровня подготовки и специфических условий края.
Для повышения эффективности обучения в обязательном порядке организуется и проводится входное тестирование уровня знаний обучаемых. На основании его результатов вырабатываются индивидуальные рекомендации слушателям по изучению тем первого модуля, а также может уточняться расписание занятий.
Учебные группы для повышения квалификации комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек. При проведении занятий в форме деловых игр допускается деление группы на подгруппы, численность которых определяется штатной структурой создаваемых для проведения деловой игры органов управления ГО и РСЧС и замыслом используемой формы обучения.
Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней) предусматривается 1-3 часа на самостоятельную (внеаудиторную) работу слушателей. Часы самоподготовки используются для изучения выбранных тем первого модуля, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучаемых, которые подлежат обучению в УМЦ, разрешается проводить их обучение методом сбора с выездом преподавателей УМЦ в другие города и районы края, а также с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
На всех занятиях с использованием имитационных средств и источников ионизирующего излучения руководитель несет ответственность за соблюдение мер безопасности.
Обучение заканчивается оценкой уровня знаний слушателей с проведением собеседования или сдачей зачета специально создаваемой комиссии, состав которой утверждается руководителем УМЦ.
В состав комиссии включаются руководство, преподавательский состав УМЦ, представители Учредителя.
В результате прохождения курса повышения квалификации:
должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС должны:
знать:
требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению безопасности людей на водных объектах;
состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС субъекта РФ (муниципального образования, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
экологическую, природную и техногенную обстановку на территории субъекта РФ (муниципального образования);
порядок создания запасов (резервов) финансовых, материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
организацию взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС;
организацию проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР) при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
порядок действий при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
организацию обучения населения в области ГО и защиты от ЧС;
организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения;
уметь:
разрабатывать планирующие документы в области ГО и защиты от ЧС;
анализировать, оценивать обстановку и готовить предложения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с занимаемой должностью;
организовывать деятельность подведомственных структурных подразделений органов управления и сил ГО и РСЧС при возникновении ЧС;
организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами и средствами при выполнении работ;
организовывать и обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности;
организовывать и контролировать деятельность по безопасной эксплуатации опасных производственных систем и объектов;
организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС, а также обучения населения в области ГО и защиты от ЧС;
организовывать обобщение и распространение передового опыта по предупреждению ЧС и защите населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных действиях;
осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области ГО;
быть ознакомлены с:
принципами построения и функционирования систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения;
организацией проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области ГО и защиты от ЧС.
Учебно-тематический план
Цель обучения: получение слушателями знаний, умений и навыков по организации и выполнению мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного характера и военных действиях.
Категории обучаемых: Должностные лица и специалисты органов управления ГО и РСЧС (руководители (работники) органов, специально уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС при органах местного самоуправления, руководители (работники) структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты от ЧС в организациях).
Продолжительность обучения: 72 учебных часа.
Форма обучения: с отрывом от трудовой деятельности.
Режим занятий: 10 дней по 7-8 часов.
Темы модулей, виды занятий, количество часов
№ | Наименование модулей и включенных в них тем
| Кол-во учебных часов | ||||
всего | лекции | семинары (круглые столы) | практические занятия (деловые игры) | самостоятельная подготовка | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Входное тестирование | 1 |
|
|
|
| |
2 | Планирование мероприятий ГО и защиты
| 18 |
|
|
|
|
1 | Планирование мероприятий гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС | 1 | 1 |
|
|
|
2 | Организационные основы защиты населения и территорий от ЧС на территории Красноярского края | 2 | 2 |
|
|
|
3
| Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности органов управления, сил ГО и РСЧС | 3 |
|
|
3 |
|
4 | Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка Плана гражданской обороны и защиты населения (Плана гражданской обороны) | 4 | 1 |
| 3 |
|
5 | Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС | 4 | 1 |
| 3 |
|
6 | Участие органов управления, сил ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по борьбе с терроризмом и ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий | 2 | 2 |
|
|
|
7 | Организации создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации ЧС) | 2 | 2 |
|
|
|
3 | Организация предупреждения ЧС и повышения | 14 |
|
|
|
|
1 | Потенциально опасные объекты, расположенные на территории Красноярского края, и возможные опасности при нарушении их функционирования. Организация лицензирования, декларирования и страхования потенциально опасных объектов | 2 | 2 |
|
|
|
2 | Требования пожарной безопасности и задачи должностных лиц и работников ГО и РСЧС по их выполнению | 2 | 2 |
|
|
|
3 | Общие понятия об эвакуации населения. Мероприятия и способы повышения эффективности проведения эвакуации населения | 2 | 2 |
|
|
|
4 | Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения. | 2 | 2 |
|
|
|
5 | Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения | 2 |
|
| 2 |
|
6 | Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделяемых на эти цели | 2 | 2 |
|
|
|
7 | Чрезвычайные ситуации, характерные для территории Красноярского края | 2
| 2 |
|
|
|
4 | Способы защиты населения, материальных, культурных ценностей и организация их выполнения | 17 |
|
|
|
|
1 | Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях | 4 |
|
|
4 |
|
2 | Организация управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС | 2 | 2 |
|
|
|
3 | Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения и работников организаций | 2 | 2 |
|
|
|
4 | Организация инженерной защиты населения и работников организаций | 2 |
|
| 2 |
|
5 | Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации | 2 | 2 |
|
|
|
6 | Первая помощь при чрезвычайных ситуациях | 2 |
|
| 2 |
|
7 | Деятельность должностных лиц ГО и РСЧС по организации и осуществлению надзора и контроля в области ГО и защиты от ЧС | 1 | 1 |
|
|
|
8 | Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля | 2 |
|
| 2 |
|
5 | Организация выполнения мероприятий | 11 |
|
|
|
|
1 | Организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности | 2 | 1 |
|
1 |
|
2 | Приведение органов управления и сил ГО и РСЧС в готовность | 4 | 2 |
| 2 |
|
3 | Применение новых технологий при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ | 1 | 1 |
|
|
|
4 | Порядок создания спасательных служб, НФГО и НАСФ и их применение при организации и проведении АСДНР
| 2 | 2 |
|
|
|
5 | Организация и проведение АСДНР. Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР. Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач | 2 |
|
2 |
|
|
6 | Организация и осуществление подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС | 9 |
|
|
|
|
1 | Организация подготовки работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки спасательных служб, НФГО, НАСФ и населения в области ГО и защиты от ЧС | 1 | 1 |
|
|
|
2 | Деятельность должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС по организации подготовки в области ГО и защиты от ЧС | 1 | 1 |
|
|
|
3 | Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС | 4 | 1 |
| 3 |
|
4 | Организация пропаганды и информирования населения в области ГО и защиты от ЧС | 1 | 1 |
|
|
|
5 | Деятельность должностных лиц и работников ГО и РСЧС по созданию и использованию технических средств информирования в местах массового пребывания людей | 1 | 1 |
|
|
|
6 | Особенности деятельности должностных лиц ГО и РСЧС по организации подготовки неработающего населения в области ГО и защиты от ЧС и участию в подготовке подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности | 1 | 1 |
|
|
|
Зачет | 2 |
|
|
|
| |
Всего часов занятий под руководством преподавателя
| 72 |
|
|
|
|
Программа обсуждена и одобрена на учебно-методическом совете КГКОУ ДПО «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Красноярского края» протокол от 07 декабря 2015 года № 3.